Ремонт
Плитка для фасада постройки 8-11-2012, 10:05

Плитка для фасада постройки

Владельцы недвижимости за городом часто задаются вопросом защиты и украшения различных строений от внешних негативных факторов. Сп...

Из чего состоит дорожное полотно


Дорожное полотно в разрезе

Представляет собой единую многослойную монолитную качественно уплотненную конструкцию, состоящую из земляного полотна, основания и покрытия. Устройство дорожного полотна, или как еще принято у дорожников — дорожной одежды — трудоемкий и ответственный процесс.

Покрытие – верхний наиболее прочный конструктивный слой, превосходно сопротивляющийся сдвигающим и ударным нагрузкам от колес от автотранспортных средств, а также воздействию природных факторов (осадки и перепады температур), обеспечивающий ровность поверхности и высокий коэффициент сцепления.

Покрытие состоит из 1-го, или 2-ух слоев, нижний из которых всегда выравнивающий.

Основание – несущая часть дорожной одежды, состоящее из верхнего и нижнего слоев.

Верхний слой чаще всего устраивается из щебня, или материалов обработанных вяжущим и служит для равномерной передачи и распределения давления на расположенный ниже дополнительный слой дорожной одежды, или грунт. Как следствие, такой слой должен быть устойчивым против сдвигающих и изгибающих внешних усилий.

Пример органического вяжущего — нефтяной дорожный битум. Основание в данном случае устраивается из черного щебня.

В случае применения неорганического вяжущего — портландцемента, основание может выполняться из цементобетонной, или гидрополимерцементогрунтовой (инновационный подход в строительстве дорог) смесей.

Нижний слой (морозозащитный) состоит из материалов устойчивых к излишнему переувлажнению: песок, ПГС и устраивается на дорогах с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями, отсюда одно из его многочисленных названий — дренирующий.

Основное предназначение:

— отвод избыточной влаги из верхних слоев земполотна;

— предотвращение возможного вспучивания покрытия из-за переувлажнения;

— обеспечение прочности грунта земполотна.

Нижнюю часть конструктива завершает (а если быть точным, то с него начинается возведение всей конструкции) грунт земполотна, в виде предварительно уплотненного и спланированного слоя на который укладываются остальные конструкционные слои дорожной одежды.

PS Добавим, что на картинке опубликованной вначале заметки изображен пример нежесткой дорожной одежды.

27 Июнь 2016

Две трети территории Швейцарской конфедерации расположено в горных массивах Альп и, как следствие, большая часть дорожной сети представляет собой узкие,…

12 Ноябрь 2015

для проведения лабораторных испытаний регламентируется и осуществляется на основании следующих нормативов — СНиП 306.03.85 и ГОСТ 12801–9.8. В процессе строительства/ремонта…

13 Июль 2016

Фантастически красивый регион с минимальным вовлечением людей в изменение местной флоры и фауны. Живописнейшие пейзажы каньонов и сказочно красивых гор,…

10 Январь 2016

Лето. Знойная жара, +48°С. Кругом одни сплошные песчаные дюны до 25 метров высотой, которые располагаются на участке площадью более трехсот…

23 Июнь 2016

Цементобетонное покрытие – покрытие капитального жесткого типа, предназначенное для любого грузонапряженного движения. ​Подобные покрытия отличаются: ​- высокой прочностью; — долговечностью;…

25 Январь 2016

  На Юго-Западе острова Хонсю в живописном горном регионе, на высоте 2400 метров над уровнем моря, вот уже почти 50…

22 Сентябрь 2015

Жители Древнего Рима за свою многовековую историю создали огромное количество искусственных инженерных сооружений, но наиболее важным их достижением стала огромная…

23 Сентябрь 2015

А знаете ли Вы вопрос, который задается чаще всего начальником дорожно-строительной лаборатории и начальником АБЗ в рабочее время? Совершенно верно…

roadtm.com

Структура дорожного полотна. Традиционные и новые материалы в строительстве дорог - Искрасервис

Дорога — сложное инженерное сооружение, состоящее из нескольких разнохарактерных слоёв, выполняющих собственные функции. Современные строительные технологии стремятся к упрочнению дорог, увеличению их срока службы, проходных характеристик. Достигается это разными способами — улучшением химических составов материалов, используемых в строительстве, добавлением новых компонентов к имеющимся дорожным слоям, использованием усовершенствованной техники.

Традиционно так называемый «дорожный пирог» состоит из нескольких слоёв — грунтового основания, несущего основания, щебня и собственно асфальтобетонного покрытия.

Грунтовое основание или земляное полотно дороги — это её фундаментальный конструктивный слой. Есть ли смысл указывать, что от него зависит работоспособность и продолжительность жизни всех слоёв, которые будут уложены над ним? В широком смысле грунтовое основание — это русло дороги. С его помощью устанавливается высота и ширина будущей трассы. Земляным полотном выравнивают будущую площадь дороги.

Оно классически устраивается следующим образом — осуществляется либо выемка земли, либо насыпь. Следовательно, в местах возвышенностей грунт вынимают, а в низинах — насыпают. При устройстве земляного полотна, важно использовать именно тот грунт, на котором планируется строительство дороги. Чтобы впоследствии избежать неприятностей вроде просадки грунта, его пучения и других сюрпризов. Однако, есть ряд условностей, но об этом ниже.

Фактически, земляное полотно автодороги — это техноприродная система, где одна часть характеристик зависит от естественных свойств земли — её пористости, упругости, пластичности и прочих, а другая часть — от инженерного вмешательства, усиливающего те или иные физико-механические свойства грунта.

Именно от баланса инженерного вмешательства и естественных характеристик будет в итоге зависеть несущая возможность земляного полотна. Ведь далеко не всегда можно встретить грунт с идеальными характеристиками — достаточно плотный, прочный, не пористый и не хрупкий. Как правило, дела осложняются близким расположением грунтовых вод, чрезмерной пучинистостью и прочими не самыми приятными характеристиками. Так, например, строительство дороги на суглинистой почве может быть весьма удобным, потому что у неё хорошие показатели плотности.

Однако нужно учитывать ещё и влажность почвы, и климат. Если почва достаточно влажная, или грунтовые воды расположены менее чем на расстоянии 1,5 метра, то такая почва будет легко подтягивать воду. Добавить к этому северное расположение — то есть морозные зимы, получим высокую пучинистость почвы, а это значит, что влага внутри её будет расширяться, замерзая, и как следствие деформировать дорогу. Следовательно, предстоит добавлять примеси, устанавливать дренаж, чтобы достигнуть баланса физико-механических свойств грунта. Это довольно трудоёмкая задача. Есть ряд современных методов, упрощающих этот процесс:

  • Песчаная подушка. Её можно отнести к части грунтового основания. Устройство песчаной подушки нужно для правильного распределения нагрузки по дороге, обеспечения стабильности всей конструкции и плотности. Песок не является пучинистым грунтом, посему является отличным уравновешивающим материалом для глинистых, суглинистых почв и суспесей.
  • Щебеночная подушка. Цели щебеночной подушки те же самые, что и у песчаной, но щебень надёжнее и плотнее песка. Нередко используется смесь песка и щебня или песка и гравия, для улучшения характеристик основания.
  • Бетонная подушка. По своим характеристикам превосходит и песок, и гравий, и щебень, но при этом является крайне затратным материалом. Использование бетонных подушек чаще всего оправдано при укреплении обочин для стабилизации всей конструкции.

Далее следует дополнительный слой основания, его также называют дренирующий слой. При укладке дополнительного слоя основания приемлемы такие материалы, как песок, песчано-гравийная смесь, шлак и щебень. Задача песчаного дренирующего основания во впитывании и отводе влаги, которая скапливается в верхних слоях части земляного полотна. Дренирующий слой выполняет также морозозащитные функции, предохраняя верхние слои асфальта от пучения. Также в задачи дополнительного слоя основания входит защита дорожного полотна от сдвига и стабилизация всей конструкции.

Основание дорожной одежды — это прочный конструктивный слой, укладываемый поверх дополнительного слоя (как правило, песчано-гравийной смеси). Материалом для устройства дорожного основания как правило служит щебень разной фракции — мелкой и средней. Делается это для того, чтобы заполнились пробелы между щебнем, и слой был более плотным и монолитным. В этих же целях, щебень смешивают с битумным вяжущим. В задачи основания входит правильно распределять нагрузку, поступающую извне, то есть от транспорта по земляному полотну.

По типу содержимого основания могут быть:

  • Цементогрунтовое — наиболее простой вариант, для его создания используют имеющийся грунт, смешанный с цементом.
  • Шлакогрунтовое — по сути то же, что и предыдущее, но в качестве вяжущего используется шлак. Нередко также добавляют цемент.
  • Шлакощебеночное — основанием здесь выступает среднефрагментированный щебень, а для уплотнения используют шлак.
  • Щебеночное — наиболее популярное основание для устройства автомобильных дорог. Основной элемент — среднефрагментарный щебень, а в качестве уплотнителя испоользуют битум, более мелкий щебень и другие полимерные вещества.

Покрытие — финишный слой дорожной одежды, который напрямую взаимодействует с колёсами автомобилей. Чаще всего для покрытий используют щебнемастичный асфальтобетон, литой асфальт или песчаный асфальтобетон.

Щебнемастичное покрытие считается весьма качественным, им покрывают дороги с высокой интенсивностью движения. Оно имеет хорошую плотность и повышенное содержание битумного вяжущего. Литой асфальт — это покрытие высокой прочности, которым нередко покрывают к примеру, мосты. Основное составляющее литого асфальта — это высоковязкий битум, такое покрытие имеет долгий срок службы. Песчаный асфальтобетон сегодня не рекомендуют использовать для автомобильных дорог. Это не самое долговечное покрытие, чувствительное к морозу и осадкам. Он больше подходит для пешеходных дорог, велодорожек и дорог низкой интенсивности движения.

Современные материалы в структуре дорожного полотна

Геотекстиль — считается одним из передовых способов, для уплотнения земляного полотна. Материалом для геотекстиля обычно служит синтетические полимерные волокна. Геотекстиль может быть тканый или нетканый. Его задача состоит в защите земляного полотна от чрезмерного переувлажнения, то есть в сущности, он выполняет дренажную функцию. Это весьма удобное решение для сильнопучинистых и среднепучинистых почв. Также геотекстиль имеет функцию защиты от эрозии, почему его также используют для укрепления откосов и обочин. Его используют и для гидроизоляции при укладке водопроводных труб.

Геосетка — тоже синтетический материал, из поливинила, полиэтилена, стекловолокна или иных веществ. Геосетка разработана как часть дорожной одежды, её укладывают между дополнительным слоем основания и самим основанием дорожной одежды. Функция геосетки армирующая — она удерживает оба слоя друг с другом, не давая возможности образованию отражённых трещин или выбоин. Также геосетку используют при ремонте дорожного покрытия, укладывая её между старым и новым слоем.

Полимерно-битумное вяжущее — это один из главных компонентов, используемых при строительстве дорог. Однако, есть постоянная необходимость совершенствовать материалы, повышать их износоустойчивость, а также сопротивляемость суровым погодным и климатическим условиям и другим факторам. Так, к примеру, получило широкое распространение использование битумной эмульсии. Её отличает от других видов битумов, состав, жидкая консистенция, за счёт которой субстанция имеет улучшенные проникающие свойства. Кроме того, за счёт все той же консистенции, эмульсия куда экономичнее классического битумного вяжущего. Эмульсия по мере застывания набирает прочность и хорошо защищает покрытие от различных агрессивных воздействий. По сути, битумная эмульсия — это модифицированный битум, разновидности которого сегодня очень популярны в дорожном строительстве. Модифицированный битум — это битум, характеристики которого улучшены с помощью добавления различных веществ, которые в итоге улучшают качества дорожных покрытий и слоёв дорожных одежд — повышают морозоустойчивость, стойкость к трещинам, сопротивляемость транспортным нагрузкам, что в конечном итоге увеличивает продолжительность жизни покрытия.

iskraservis.ru

Особенности конструкции автомобильных дорог

Категория:

   Устройство автомобильных дорог

Особенности конструкции автомобильных дорог

Автомобильная дорога — достаточно сложное сооружение, проложенное в полосе отвода на местности. Она представляет собой комплекс основных и вспомогательных дорожных устройств. К основным устройствам принадлежат земляное полотно, дорожные одежды, путепроводы, мосты, водоотводные сооружения; к вспомогательным относятся устройства связи, мастерские, заправочные станции, лесонасаждения и др. Причем состав вспомогательных сооружений зависит от назначения и категории дороги.

Ось дороги, проложенная на местности, называется трассой, а ее план на горизонтальной плоскости — планом трассы. В продольной плоскости по пересеченной местности трасса образует продольный профиль дороги. В плане дорога состоит из прямых участков и скруглений, а продольный профиль — из прямых участков, участков с уклоном и переходных кривых в нижних и верхних точках профиля.

Автомобильная дорога состоит из следующих основных элементов: земляного полотна (рис. 15.1), отсыпаемого или сформированного на поверхности земли, и проезжей части, располагаемой на этом земляном полотне (на некоторых участках земляное полотно может быть заменено эстакадами, путепроводами в месте пересечения дорог или мостами при пересечении дорог с реками и пр.).

Земляное полотно. Состоит из грунтов, отсыпанных, уплотненных и спрофилированных с помощью дорожной техники. Оно является основанием под дорожные одежды, уложенные на него сверху. С боков земляное полотно ограничено специальными выемками — кюветами, которые служат для отвода воды. Кюветы могут быть треугольной или трапецеидальной формы. Их боковые стенки образуют так называемые откосы. У трапецеидальных кюветов имеется и дно. Крутизна (уклон) откосов задается проектом и зависит от глубины кюветов, свойств грунта (при глубине до 1 м отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции принимается равным 1:3, при глубине свыше 1 м — 1:1,5. Верхняя поверхность земляного полотна профилирована требуемым образом для укладки дорожных одежд проезжей части с небольшим уклоном от оси дороги 5 к кюветам. Поверхности, образованные между кромками дорожной одежды 4,6 и бровками земляного полотна, называются обочинами. Они служат для остановок автотранспорта, проведения ремонтных работ с ним и могут быть резервом для планируемого расширения проезжей части.

Рис. 15.1. Основные части автомобильной дороги

Рис. 15.2. Поперечные профили земляного полотна: о — с насыпью; б — в выемке; в — полувыемка-полунасыпь

В зависимости от характера поперечного профиля местности несколько видоизменяется и профиль земляного полотна (рис. 15.2). Если дорога проходит выше уровня земли, возводится насыпь, когда же, наоборот, уровень земли выше отметки дороги, делается выемка. На косогорах, когда один край земляного полотна выше другого, сооружаются полувыемки (полунасыпи). При нехватке грунта из кюветов для сооружения земляного полотна предусматривается его выемка с боков от земляного полотна из так называемых резервов. Наоборот, при избытке грунта (при разработке выемок) его складывают по бокам дороги — в кавальеры или небольшие банкеты. На косогорах для защиты дорожного полотна от воды, прибывающей сверху, служит нагорная канава.

Продольный уклон земляного полотна должен соответствовать требованиям, предъявляемым к дороге (см. табл. 15.1). Он выражается в процентах как отношение высоты (Я) между точками по краям участка с уклоном к расстоянию между этими точками по горизонтали.

Проезжая часть. Является той частью автомобильной дороги, по которой непосредственно перемещается автомобильный транспорт. Это наиболее ответственная часть дороги. Она должна быть прочной, долговечной, износостойкой, устойчивой к воздействию внешней среды и динамических нагрузок от колес автотранспорта, должна иметь ровную и шероховатую поверхность. Основой проезжей части служит дорожная одежда, состоящая из нескольких слоев (рис. 15.3), уложенных непосредственно на земляное полотно в таком порядке: сначала подстилающий слой, на него — один или несколько слоев основания и, наконец, сверху один или два слоя дорожных покрытий.

Подстилающий слой служит в качестве выправляющего, морозозащитного, дренирующего и виброзащитного слоя.

Основание служит в качестве несущего слоя, воспринимающего от автотранспорта и передающего на земляное полотно нагрузки. Если в основании не один слой, то верхний выполняется всегда более прочным.

Дорожные покрытия предназначены для непосредственного восприятия нагрузок от колес автотранспорта и воздействия внешней среды. Если в покрытии не один слой, то верхний является по мере истирания колесами восстанавливаемым.

Дорожные одежды устраивают либо на всю ширину земляного полотна, либо на части его. Они делятся в зависимости от назначения дороги и применяемых материалов на три типа: усовершенствованные, переходные и низшие.

К усовершенствованным дорожным одеждам относятся капитальные одежды (асфальтобетонные, цементо-бетонные, брусчатка на бетонном основании) и облегченные покрытия (черные щебеночные и гравийные смеси).

Рис. 15.3. Конструкция дорожной одежды

К переходным дорожным одеждам принадлежат щебеночные, гравийные, булыжные и грунтовые, обработанные вяжущими материалами в стационарных установках.

К низшим дорожным одеждам относятся грунты, обработанные вяжущими непосредственно на дороге (стабилизированные грунты), укрепленные местными материалами (гравием, дресвой и т. д.).

Реклама:
Читать далее: Основы комплексной механизации строительства земляного полотна с использованием автогрейдеров

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Дорожное строительство

26 Янв by admin

Содержание:

  • Типы автомобильных дорог
  • Устройство дорожного полотна
  • Этапы строительства
  • Дорожная одежда
  • Дорожное строительство включает в себя проектирование, сооружение, а также ремонт и обслуживание автодорог, подъездных дорог, улиц. Дорожно-строительные работы ведутся с применением специальных технологий и привлечением оборудования, дорожной техники.

    Типы автомобильных дорог

    Автомобильная дорога – это протяженная качественная дорога, имеющая высокую пропускную способность. Среди автомобильных дорог в зависимости от условий движения на них выделяют:

    • Автомагистрали с разделенными полосами движения, развязками, обеспечивающие прямое сообщение транспорта между населенными пунктами.
    • Скоростные дорогис контролируемым доступом и разделенными полосами движения, а также развязками.
    • Обычные дороги– они могут не иметь разделительной полосы.

    Дорога является сложным инженерным сооружением. В организации дорожного полотна выделяют следующие конструктивные элементы:

    • Проезжая часть– главный элемент дороги, по которому движется автотранспорт.
    • Разделительная полоса– ограничивает движение в каждом направлении.
    • Обочина– поддерживает полотно, также предназначена для остановки автомобилей, передвижения пешеходов.
    • Кювет— представляет собой укрепленную траншею и предназначен для отвода воды.

    Прочность дорожного полотна должна соответствовать нагрузкам, которые оно испытывает. Кроме этого, необходимо обеспечить удобное и безопасное передвижение транспорта.

    Устройство автомобильной дороги происходит с учетом рельефа местности. Земляные работы, проводимые в самом начале, обеспечивают устойчивое положение насыпной части дороги – дорожной одежды. Дренажные открытые и открытые сооружения в виде канав, траншей служат для отвода воды.

    Этапы строительства

    Строительство дороги можно разбить на этапы:

    • Подготовительный этап.
    • Сооружение земляного полотна. На этом этапе с земли удаляют плодородный слой и подготавливают дорожное основание, устраивая насыпь, уплотняя грунт и укрепляя откосы.
    • Введение специальных прослоек в земляное полотно. Данные мероприятия основаны на особенностях рельефа и грунта, улучшают морозоустойчивость, дренирующие свойства и иные параметры насыпи.
    • Сооружение дорожной одежды: покрытия, основания и промежуточных слоев.
    • Асфальтирование.
    Дорожная одежда

    Дорожная одежда состоит из нескольких слоев и предназначена для того, чтобы принимать на себя нагрузку движущихся транспортных средств. Типы дорожной одежды комбинируют на основе сочетаний дорожно-строительных материалов, с учетом требований нормативных документов.

    Дорожная одежда состоит из:

    • нижней части — слоев основания и
    • верхней части — слоев покрытия.

    На верхние слои покрытия приходится основная нагрузка. По этой причине они подвержены разрушениям – таким, как:

    • трещины,
    • проломы и выбоины,
    • колейность,
    • волнообразные деформации.

    В основании дорожной одежды напряжение гасится. При необходимости сооружают дополнительные его слои с применением песка, грунта, вяжущих и различных добавок. Они могут повышать морозоустройчивые и гидровыводящие характеристики дороги, придавать ей особую прочность.

    nerudr.ru


    Смотрите также


     

    Опрос
     

    Кто вам делал ремонт в квартире?

    Делал самостоятельно
    Нанимал знакомых, друзей
    Нашел по объявлению
    Обращался в строй фирму

     
    Все опросы
     
    remnox.ru © 2012-2019 Строительство и ремонт При копировании материалов ссылка на сайт обязательна!